?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сет-лист: Пролог (из «Нового фауста»)/Шестое чувство/За гробом/CREDO/Возвращение/Вечное/Принцесса/Крест/Озёра/Утешение/Гость нежданный явился…/Грусть в сердце и смятенье дум…/Конквистадор/Рояльное соло на темы «Волшебной лавки»/Танго/Морациана/Я не прожил, я протомился…/Я и вы (кода из «Шестого чувства»)

Состав: Геннадий Ильин – композиция, клавишные, вокал; Александр Малаховский – гитара; Олег Бабынин – бас; Юрий Скрипкин – барабаны;
+ Алексей Бильдин – сопрано-, тенор-саксофон; Владимир Еськов – альт-саксофон; Алексей Сныткин – тромбон; Андрей Кончаков – туба; Александр Волобуев – первая труба; Эдуард Кальман – вторая труба; Алексей Мамонтов – третья труба.

На днях почти бесшумно прошло событие в истории отечественного прогрессив-рока: группа Маленькие Трагедии отпраздовала свой 20-летний юбилей концертом в Курской областной филармонии. Несмотря на то, что даже особый скоростной поезд преодолевает расстояние от Москвы до Курска за шесть часов, я поехал туда без особых раздумий, тем более что выступление пришлось на выходной день. И это действительно событие, ведь группа не выступала аж с 2006 года – вероятно, наиболее успешного и продуктивного года в ее истории. С тех пор ансамбль прочно занял свою нишу в пестром мире прогрессив-рока и на «генеральной ассамблее» исполнителей этого стиля уже много лет скромно, но гордо представляет Россию.

С корабля — на бал, в смысле... с Курского вокзала — на концерт.



Архитектурный облик южного российского городка Курска несет в себе неожиданности. Трудно было представить себе, что здание филармонии состоит из красного кирпича, ассоциирующегося с дореволюционными постройками фабрик. А между тем, в стенах этой филармонии в ноябре прошлого года выступал, например, Кен Хенсли с акустической программой. Хотя повсюду в городе были расклеены афиши концерта, куряне о своей родной группе и ее успехах ничего не знают, кроме тех, кто как-то связан с ее деятельностью посредством общих знакомых. Поэтому зал был наполнен менее, чем на треть, из которой часть, вероятно, составляли просто завсегдатаи филармонии и некие приглашенные официальные лица. Концерт состоялся в переплетении приятных совпадений. Помимо юбилейного повода, он был необычен еще и тем, что послужил основой для будущего дебютного DVD группы, так как записывался с помощью профессиональных видеокамер в нескольких ракурсах. Давно пора… Уже имея за плечами с дюжину студийных альбомов, потребность в «живом» альбоме назрела сама собой. Кроме того, буквально за день в филармонии прошла презентация дорогущего концертного рояля «Стейнвей» с участием пианиста Даниила Крамера, у которого в далеком уже 1999 году, как и у Маленьких Трагедий («Солнце духа»), вышел дебютный альбом под маркой «Boheme Music» – одной и той же в обоих случаях. Забавное совпадение…



По правде говоря, Маленькие Трагедии – группа во многом виртуальная для российского слушателя. Основатель, клавишник и композитор Геннадий Ильин, уже много лет живет в Германии и привык работать с коллегами на расстоянии. Результатами их трудов с 2005 года торгует замечательное французское издательство «Musea», что обусловливает экспортную направленность группы. Слава богу, нашлось российское издательство – «МАЛС», которое хотя бы по лицензии выпустило шесть альбомов группы для общего знакомства с… отечественной группой, которая в последние годы переживает творческий подъем. Геннадий Ильин поддерживает продуктивность на должном уровне, постоянно совершенствуется. В январе текущего года, после двухлетнего перерыва, вышел последний альбом «По ночам», готовится к выпуску очередной студийный и концертный. Тот факт, что выступление фиксировалось на видеокамеры, объясняет то, что оно получилось по-особенному ярким, пышным и стройным. К сожалению, технических возможностей явно не хватало для передачи всего богатства звуков, а может быть, так было запланировано, исходя из задач по записи. Мне даже показалось, что истинный виновник события – все-таки будущий DVD. Геннадий почему-то не объявлял названия композиций, а само выступление прошло строго в отведенных рамках без какого-либо намека на выход на бис.



Основной состав, выступавший на концерте, можно назвать классическим: помимо Ильина, в группе с самого начала играют басист Бабыкин и ударник Скрипкин. Немногим по стажу им уступают гитарист Александр Малаховский и саксофонист Алексей Бильдин (оба с 2000-го). Вы, наверное, догадались, что первоначально группа имела форму, подобную знаменитому английскому трио Emerson, Lake & Palmer, с ведущей ролью солирующих клавишных. С тех пор многое изменилось. Влияние ELP уже не столь заметно, как это было в конце 1990-х, музыка стала намного более разнообразной, стилистически пестрой. Вообще, Геннадий Ильин не из тех композиторов, которые робко прячутся за спинами классиков прошлого, ограничиваясь парафразами. Бушующая, мятежная стихия музыки Ильина, выпускника Санкт-Петербургской консерватории, обрушивает на слушателя волны дерзких звуков, главным образом, от клавишных инструментов. В интервью, данном накануне радио «КУРС», Геннадий раскрыл смысл названия группы относительно музыке:
— Ну вот, мы уже начали говорить о том, что вы так сознательно выбрали, что песни будут в основном на стихи поэтов каких-то, которые затронули струны вашей души… А как же родилось название «Маленькие Трагедии», потому что это тоже прямая отсылка к Пушкину?
— Прямая, прямая из прямейших. Ну, во-первых, я был очень сильно потрясен нашим фильмом, трехсерийным, по-моему, который так и называется: «Маленькие трагедии». Как он был поставлен… Музыкой нашего композитора Шнитке… Вообще, игрой актеров, Владимира Семеновича Высоцкого, самой идеей Пушкина: как это происходит, как себя люди ведут – а взять любую из этих новелл, там, «Скупой рыцарь», да? «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери» – все эти люди в конце концов умирают – и как люди ведут себя, зная что они умрут, в максимальных условиях. До каких высот или до каких низов они могут дойти. И вот тоже самое я пытаюсь сделать в своей музыке, с музыкальным материалом, довести его до полной кондиции взлета вверх или свести его в бездну. Вот такие градации… То есть, середины нет в этой музыке.

Гарнизонный дом офицеров, где выступают и записываются Маленькие Трагедии. Там с ними в 2006 году случилась неприятность: внутрь проникли воры и украли инструменты.



В отличие от, к примеру, широко известных The Flower Kings, его музыка чурается самолюбования, салонности, всякого рода хвастливой филигранности, приторного мелодизма; она чужда и всякого рода коммерческим приемам, не терпит предсказумости сюжета. В интервью на том же радио Геннадий говорил, что работать, к примеру, с оркестром сложно и дорого, поэтому он старается заместить его синтезаторами. Оркестр – это действительно чересчур, но духовая группа поддержки на концерте все же присутствовала, украшая эпические полотна торжественностью трубного гласа. Прошедшие подряд композиции «За гробом», «CREDO» и «Возвращение» взяты с лучшего (по мнению «Musea») альбома «Возвращение» (2005) и составили в совокупности некий стержень концерта. Любопытно, что в программе выступления почему-то отсутствовали композиции с двух последних дисков, кроме «Конквистадора» («Одержимый», 2011). Репертуар ансамбля калейдоскопически чередует в себе куски неистового прогрессивного рока (местами прог-метала), ярко выраженной академической музыки с цитатами из классики (например, Альбиони) и грустных, но красивых лирических отступлений для голоса в сопровождении упомянутого рояля «Стейнвей», гитары, саксофона или всех вместе. (В этих отступлениях русская композиторская школа проявляется наиболее ярко.) Впрочем, сам Ильин певцом себя не считает, он скорее – выразительный чтец стихов, которые задают музыке эмоциональное направление. Вот уже лет пятнадцать он черпает вдохновение для своих альбомов в поэзии Николая Гумилева, Михаила Волошина и китайских авторов. Рискну предположить, что западные слушатели ничего не теряют, если не понимают ни строчки, поскольку – это лично мое мнение – переводить поэзию, тем более Гумилева, на иностранный язык – неблагодарное дело, а понять ее под силу не каждому русисту. Пусть уж лучше привыкнут к звучанию хорошего русского языка, которого на международной арене редко можно услышать…

И напоследок о творческих планах группы. В настоящее время почти готов новый альбом «Запечный рай» на стихи Николая Клюева, планируется альбом «Дон Кихот» с авторскими на этот раз текстами Геннадия Ильина.

Андрей ГАЕВСКИЙ.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
true_stranger
Sep. 15th, 2014 06:51 pm (UTC)
Почти сплошной позитив, спасибо. Был бы в России тоже бы съездил.

"... не терпит предсказумости сюжета ..."
Тут немного посмеялся, поскольку их музыка предсказуема почти на 100%, по крайней мере для человека с музыкальным образованием.
Это не всегда плохо, и это тот случай, но какой-то сумашедщинки им явно не хватает.

"... Пусть уж лучше привыкнут к звучанию хорошего русского языка, которого на международной арене редко можно услышать ..."
Я именно такое мнение слышал не раз от англоязычных музыкантов. Оригинальный язык с его неповторимым звучанием намного лучше вымученных английких текстов спетых с жутким акцентом.
Магму вон вообще никто не понимает и это ничему не мешает.

А TFK попинать это, я так понял, такая местечковая забава.
rockzenekar
Sep. 16th, 2014 05:04 am (UTC)
Насчет предсказуемости совершенно не согласен. При чем тут муз. образование? На протяжении одной вещи стиль постоянно меняется. Как это можно предсказать? Предугадать можно фактуру их композиций, исходя из слушательского опыта, но не развитие сюжета.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2017
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Jamison Wieser